Тихий голос здравого смысла (actoris) wrote,
Тихий голос здравого смысла
actoris

Categories:

Палитра топа.

Обычно, я без особых проблем нахожу общий язык хоть с деревенским мужиком, хоть с вузовским профессором. Но стоит только зайти в раздел «Блоги» Яндекса, как начинает казаться, что попал на другую планету… Речь сейчас будет не про каких-нибудь специалистов в области кулинарии и красивых фотоснимков, а именно про тех, кто пишет по самому широкому кругу тем. Про тех, чьи взгляды на мир, как не крути, постоянно пробиваются наружу, целенаправленно, или случайно. Про «других», «носиков», и множества им подобных. Как я уже неоднократно отмечал, от «топовых блоггеров» до абсолютного большинства населения страны – как от Земли до Марса. И это вовсе не потому, что они являют собой «многострадальную и немногочисленную русскую интеллигенцию». Реальная интеллигенция: профессура, серьезные ученые, большинство «живых классиков» культуры - столь же отличаются от большинства блоггеров, сколь и доярки с шахтерами. Так кто же они такие, эти люди, о которых говорит весь интернет, но которые сказочно далеки, как от большинства нашего народа, так и от его лучшего меньшинства?


Они – нечто среднее между политиками и журналистами. Подобно журналистам, они воздействуют на человеческие умы в самых различных сферах, включая и те, экспертами в которых не являются. То есть, они выдают в массы информацию, просеивая ее через себя, либо попросту излагают свои личные взгляды на какие-то события и явления. Они играют роль, которую в мировой истории сначала играли тетушки-сплетницы, а потом газетчики… Ну, а подобно политикам, они всегда ведут свою игру. Над ними не стоит строгий редактор, им никто не заплатит даже за самую замечательную статью, если она была написана по собственной инициативе. Они всегда имеют выбор. Можно сказать то, что думаешь, а можно сказать то, что понравится окружающим. Можно лавировать между своими интересами и возможностью заработка, а можно надолго продаться тому, кто хорошо платит. Они могут заключать союзы, а могут поливать друг друга помоями. Одним словом, они  - виртуальные политики, использующие журналистские методы для получения большего числа сторонников, или большей прибыли.

Вообще, конструкция жж, теоретически, может приносить немало пользы. Тут и реальная «низовая демократия», и совместная помощь нуждающимся, и информирование людей о том, что обошли вниманием «традиционные СМИ»... Да куча всего! Но, это все лишь теория. В реальности, как минимум «топовая блогосфера», имеет несколько далеко не самых приятных свойств.
 

1.  Желтая пресса.

Чем отличается «Экспресс-газета» от журнала «Знание-сила»?  Ну, кроме того, что первая всегда есть в любом киоске, а про вторую многие вообще никогда в жизни не слышали? Сейчас расскажу – чем. 

Условно говоря, существуют две модели любого писательства.

Первая подразумевает, что автор – более образован в описываемой сфере, чем среднестатистический читатель. Автор задает заведомо высокую планку, а задача читателя – до этой планки дотянутся. Не дотянулся – сам дурак, твои проблем.  Этой модели стараются соответствовать серьезные авторы научно-популярной литературы, солидной художественной прозы, или качественной общественно-политической аналитики (про научные труды не упоминаю, это уже иной разговор). Такая литература редко имеет гигантские тиражи. Ведь никто не хочет тратить лишние силы на чтение, и никто не хочет видеть себя в дураках.

Вторая модель связана с тем, что большинство читателей при виде совершенно незнакомого и трудного текста, скажут: «ой, как много букв.., да ну его!».  А значит, чтобы привлечь больше людей, планку надо опустить до уровня среднестатистического читателя. Или даже ниже. Чтоб текст не казался читателю непонятной скукотищей. Или даже, чтоб читатель сам себе казался умнее, на фоне автора текста. Тогда издание будет куда как более популярно. На эту модель ориентируются авторы массовой прессы и множества продаваемых «бестселлеров». Здесь личность автора и его знания уже не так важны. Гораздо важней умение быстро зафиксировать незнакомую информацию, и преподать ее так, чтоб читатель остался доволен. То есть, специалиста или аналитика – сменяет обычная девочка-журналистка с острым язычком и без особых принципов.

Стоит ли говорить, что большинство популярных блогов стопроцентно подходят под вторую модель? Ну, вот вы, к примеру, знаете хотя бы десяток-другой «тысячников» (настоящих, а не тех, кто сам зафрендил тысячи человек, в поисках «взаимности»), которые ставили бы действительно труднодосягаемые планки? Которые были бы специалистами в каких-то фундаментальных областях, или которые бы писали серьезно о серьезных вопросах? Да, такие есть. Изредка, я и сам на них натыкаюсь, и радуюсь. Но их ничтожно мало, на общем фоне. Общий фон – развлечения, картиночки, политические интрижки и человеческие скандальчики. Желтоватая пресса, во всей своей красе. А все потому, что цель абсолютного большинства блоггеров – популярность... Нет, вы не подумайте, я эту цель не осуждаю. Это совершенно нормально. Какой смысл писать, когда тебя почти никто не читает? Я б и сам не отказался от большего числа читателей.))  Важно другое. Во-первых, разборчивость в методах саморекламы. А во-вторых, восприятие популярности - лишь как промежуточной цели. Понимаете, да? Я хочу много читателей, но не для того, чтобы этим хвастаться. А чтобы иметь возможность доносить свои идеи до максимального количества людей. Ну, а когда конечной цели нет, а популярность все растет, то возникают весьма своеобразные эффекты... Впрочем, об этом ниже.

Итак, более половины топовых блоггеров – практически идентичны если не желтой, то уж как минимум "желтоватой" прессе. Уровня "Комсомолки". Это факт. Пусть и не очень положительный, но факт. Чтение таких журналов не способствует ни умственному росту, ни воспитанию «доброго, вечного». Это разного рода увлекательно-развлекательная чепуха, и не более того. Впрочем, во всех СМИ - то же самое. Развлекуха, простые новостишки и светские сплетни занимают больше всего пространства. Везде и всегда. Пипл хавает, и с радостью. Но только вот, весьма серьезные темы, как не крути, порой доходят и до авторов даже самых легкомысленных блогов… И получается нехорошо.


2.  Оранжевое настроение

Газету или телепередачу всегда делает группа лиц. Над ними всегда кто-то стоит. Он может строго диктовать генеральную линию, а может просто задавать некоторое направление работы. Не суть. Важно, что на выходе мы имеем результат системной деятельности. Взаимный контроль. Соблюдение субординации. Если в газете появилась статья, намекающая, что все хорошие люди скоро начнут резать представителей определенной социальной группы, или устраивать всенародные восстания – это может означать лишь одно: владельцу газеты выгодны восстания и порезанные люди. Настолько выгодны, что он готов рискнуть своим бизнесом. Статья не может появиться лишь потому, что какому-то неадекватному парню из редакции так захотелось. Есть коллектив, есть политика издания, есть "защита от дурака".

Кто контролирует «блоггера», и чем он рискует? По умолчанию – ничем. По умолчанию, никто (истории про «купленных» пока не берем).  Пока остается в рамках закона, конечно. А русский язык столь могуч и богат, что позволяет говорить почти что угодно, не выходя за рамки УК РФ. Чем блоггеры и пользуются. С наслаждением. Любое общественное и политическое событие можно освещать так, как хочется тебе. Без оглядки на начальника, коллектив, и «политику издания». С работы никто не выгонит. Есть лишь одно, чего можно запросто лишиться. Популярности. А значит… значит, надо писать так, чтобы людям было интересно и весело. Значит нужна ржака, а не рассудительность. Значит, нужна звонкая сенсация, а не всесторонний анализ проблемы.

Результат очевиден, и мы его наблюдаем повсеместно. Количество общественно-активных и при этом адекватных блоггеров - ничтожно мало. Спокойные и разумные слова звучат скучновато. Поэтому, их стараются пореже употреблять. То ли дело, когда речь эмоциональна до безумия! То ли дело, когда все призывы на грани фола! Ну, или хотя бы, когда можно просто дружно поржать над происходящим, вместо того, чтобы подумать.

Если перевести все это в русло идеологии, то наши многочисленные «желтые» блоги – вдобавок еще и «оранжевые». В том смысле, что в них царит веселая смесь бессмысленно-революционных настроений, нехорошего либерализма с западным душком, и традиция постоянного пинания действующих властей за малейшие промахи (даже в случаях, когда эти промахи нельзя назвать однозначными промахами). Именно бессмысленного пинания, потому, что до созидательной критики доходят лишь единицы... И даже те виртуальные писатели, которые обычно исповедуют «анархо-пофигизм», при некоторых событиях  тоже включаются во всеобщую движуху. А далее, начинает действовать простой закон толпы. Куда ломанулись первые ряды, туда начинают бежать и остальные. Нельзя же отставать от моды! В результате, мы видим тысячи человек, которых совершенно неожиданным образом захватывает «оранжевое настроение». И они уже готовы идти громить то, что еще вчера сами строили. И они, вчера еще проклинающие западную агрессию в Ливии – сегодня уже орут в унисон с г-ном Немцовым и компанией...  

3.  Темные силы.

Мы все знаем древнюю следственную мудрость: «ищи, кому выгодно». На чью мельницу льют воду желто-оранжевые блоггеры – очевидно. Здесь, главное, не удариться в классическую глупость, и не начать поиски великих и многочисленных Всемирных Заговоров. Конечно, наивным будет утверждать, что деньги в ЖЖ можно заработать только на рекламе товаров народного потребления. Конечно, и за политику тоже могут иногда заплатить. Но никто не будет платить сотням виртуальных писателей сразу... Впрочем, это и не нужно. Достаточно нескольких оплаченных и продуманных «вбросов», а дальше уже сыграет человеческая дурость, помноженная на жажду дешевой славы. И люди будут убивать десятки часов, чтобы распространить и приумножить то, что в будущем вполне может сыграть против них самих.   

 Не надо искать, кого «купил Госдеп», а кого «купил Кремль». Это дешевая паранойя. Лучше, прежде чем что-то писать и распространять – десять раз подумайте: на чью мельницу вы в этот момент льете воду? И, не случится ли так, что эта мельница потом в труху перемелет ваш привычный мир, да и вас лично, на закуску? Не надо быть «революционером». Не надо быть «охранителем». Но самое главное – не надо быть дураком, который бесплатно и неосознанно исполняет чужую волю...

Единство народа, и безопасность наших детей - все равно превыше всего. Тот, кто раскалывает это единство, и тот кто создает угрозу общественной безопасности - враг. Это простые и архиважные аксиомы. Но вы никогда не увидите их в топе. А жаль.


Tags: СМИ, жж, идеология, массовое сознание, общество, политика
Subscribe

  • Текущее политическое

    1. Очень надеюсь, что сейчас все-таки идет последний срок Путина. 2. В будущем стану тремя руками поддерживать установку памятников Путину и…

  • Печальное

    Всё-таки в этом столетии я еще никогда не видел ТАКОГО количества неадекватных слов и действий со стороны окружающих сограждан. От панического…

  • Дремучее охранительство

    В речи Путина на инаугурации мне больше всего понравился этот тезис: "Нам нужны прорывы во всех сферах жизни. Глубоко убеждён, такой рывок…

promo actoris october 27, 2013 20:03 87
Buy for 100 tokens
Небольшое предисловие Эта тема поднималась тут уже неоднократно. Но бурная реакция моих сограждан на текущие события заставляет возвращаться к ней снова и снова. Об этой теме можно говорить бесконечно, ибо мы сталкиваемся с ней каждый день, и каждый раз она влияет на наши мысли и поступки. Имя…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments