Тихий голос здравого смысла (actoris) wrote,
Тихий голос здравого смысла
actoris

Categories:

Как проехать Россию на поезде, от Москвы до Владивостока

Пост-руководство для тех, кто когда-нибудь захочет повторить мой "подвиг".

Для начала, немного мотивирующего.
Это действительно хорошая идея? Да, действительно.
Транссибирская магистраль – это позвоночник азиатской части России. На неё нанизаны и крупнейшие города и известнейшие природные достопримечательности. Это один из лучших способов получше ознакомиться со своей страной. Вы сможете в течение каких-то недель увидеть, как живут сотни населенных пунктов, пообщаться с десятками попутчиков из всех регионов.
Если у вас нет каких-то личных проблем с поездами, то это стоит сделать, хотя бы раз в жизни.

Теперь по существу.
Есть два принципиально отличающихся варианта путешествия:

Первый подразумевает жизнь в поезде, сопровождаемую короткими привокзальными прогулками (распространенная вариация – остановка на пару дней на Байкале). Этим вариантом любят ездить иностранцы. Плюса здесь всего два: минимум временных затрат (7-8 дней на все путешествие) и простота планирования (купил билет и поехал). Минусы очевидны: страну вы увидите только из окна поезда, да и свихнетесь торчать неделю в своем вагоне – это отнюдь не круизный лайнер.

Второй вариант гораздо комфортней и интересней. Но он требует никак не меньше двух недель. В идеале – месяц. А также – тщательного планирования, и более серьезных финансовых затрат. Суть его заключается в том, что в поезде проводятся только ночи. А светлое время суток тратится на прогулки. Соответственно, каждый вечер вы будете садиться в новый поезд. А каждое утро – просыпаться в новом городе. Естественно, на особенно интересные остановки можно выделять по нескольку дней, это уже вопрос вкуса и времени.

Ну что же…
Две недели отпуска может выделить практически каждый.
Поэтому, отправляемся в путешествие по второму варианту.

1. Планирование

Открываем карту железных дорог и прикидываем маршрут. От Красноярска до Владивостока он у всех один (по БАМу нет нормального пассажирского движения), а вот между Москвой и Красноярском возможны вариации. Кому-то интересней проехать через Екатеринбург, а кому-то через Уфу и Челябинск. Кто-то никогда не бывал в Омске, а кто-то предпочтет посетить Астану. И так далее.

Затем, выбираем те точки, в которых хотелось бы совершить длительные остановки. В идеале, делать это в два приема. Сначала определяем то, что больше всего интересует (например, Красноярск, Иркутск, Хабаровск). А затем заполняем получившиеся пробелы. Например, от выбранного Иркутска до Хабаровска ехать больше двух суток. Даже если вас не особо интересуют Улан-Удэ, Чита, или Благовещенск - все равно стоит сделать остановку, и погулять хотя бы день. Чтобы хоть как-то сгладить тяжесть длительного переезда.

В принципе, имея перед глазами карту страны и сайт с расписаниями РЖД, подобное планирование можно провернуть за несколько часов.

2. Покупка билетов

Это поистине нелегкое испытание. Вам надо взять по меньшей мере 7-8 билетов, избежав накладок (в моем случае, билетов было в два раза больше). Ни коем случае не допускайте плотной стыковки двух поездов, по принципу «город не самый интересный, погуляю пару часов, и сяду на следующий поезд». Ваш первый поезд, в итоге, опоздает на два с половиной часа, на второй вы просто не успеете, и весь маршрут полетит в тартарары. Между поездами должно быть не менее 5-6 часов. Чем больше часов, тем меньше шансов получить сюрприз от Российских железных дорог.

Самое главное, что нужно запомнить раз и навсегда. РЖД везде живет по московскому времени! Когда на вокзале Хабаровска еще нет и восемнадцати часов – в самом городе уже давно за полночь. Внимательно просчитывайте разницу с местным временем, когда покупаете билеты, иначе вам придется гулять ночью, а сидеть в поезде днем. В пункте отправления может быть Красноярское время, в пункте прибытия – Якутское, а в билете будет стоять Московское. Разница весьма существенна.

Со своей стороны могу посоветовать покупать билеты не в кассе, а через интернет, или через терминалы на вокзалах. Так будет намного удобней выбирать, стыковать, перепроверять и тупить. И конечно, не забывайте, что билеты надо брать за 45 суток. За 44 многое уже расхватано.

Обратные авиабилеты вообще стоит брать за несколько месяцев. Тогда пролететь всю страну окажется гораздо дешевле, чем проехать ее на поезде. Если любите экономить, то замечательный сайт aviasales.ru вам в помощь.

Если в каком-то городе вы задерживаетесь более чем на день – бронировать жилье тоже стоит заранее (особенно, это касается Байкала и Владивостока). Если вы путешествуете не один, то наиболее рациональным жильем часто являются квартиры, сдаваемые в посуточную аренду. Впрочем, это уже дело вкуса и кошелька.

3. Остановки

Наверное, нет смысла советовать, где именно стоит задержаться. Это тоже дело вкуса. Любителям природы точно стоит выйти в Златоусте (Таганай), Красноярске (Столбы), Слюдянке (Байкал). Тем, кого интересует историческая застройка городов – должны понравиться Иркутск и Томск. И тому подобное. В общем, для этого есть путеводители, которые можно изучить заранее. Особенно приятными, чаще всего, оказываются те достопримечательности, что расположены в стороне от Транссиба, и редко посещаются туристами.

Естественно, всем и каждому стоит побывать на Байкале. Станция Слюдянка находится прямо на берегу великого озера. Но чтобы насладиться Байкалом в полной мере - стоит проехаться от этой станции до Порта Байкал (оттуда, с помощью парома и маршрутки можно быстро вернуться в Иркутск, и продолжить путь). Рельсовый автобус ("мотаня") вдоль берега Байкала ходит всего четыре раза в неделю, но оно того стоит. Кругобайкалку недаром называли "золотой пряжкой стального пояса России". Для тех, кто не хочет связываться с палаткой и спальным мешком, вдоль этой дороги, зажатой между скалами и водой, существует несколько живописных баз отдыха, находящихся в ведомстве РЖД. На вид они довольно приятны, да и цены вполне бюджетные.

Совет, который точно будет не лишним: на протяжении всего путешествия старайтесь использовать инфраструктуру железнодорожных вокзалов! Почему-то про это забывают очень многие путешественники. Между тем, вокзалы – это не только туалет и зал ожидания. Это еще и комнаты отдыха, где можно цивилизованно поспать, если вас угораздило приехать среди ночи. Это душевые кабины, стиральные машинки, и прочие удобства, позволяющие не стать грязным бомжом за время путешествия. В конце концов, это камеры хранения, позволяющие не таскать с собой по городу все вещи.

Крупные города по Транссибу весьма цивильны. Супермаркеты, общепит на любой кошелек (и цены, местами, почти как в Москве или Питере). Поэтому, нежным столичным людям не стоит беспокоиться, что они вдруг окажутся в глуши, без предметов первой необходимости. «Глушь» проще найти на Русском Севере, чем где-нибудь у берегов Байкала. Пугающий образ «Сибири», который обычно представляется москвичам – совершенно не похож на ту реальную Сибирь, которую вы здесь увидите.

4. Бюджет

Начинается где-то от 30.000 рублей, и высчитывается индивидуально. Сайт РЖД позволяет быстро прикинуть транспортные расходы. Ну а что вы будете кушать, и где будете подолгу задерживаться - это уже ваше дело, считайте сами. Можно и на 200.000 прокатиться, было бы время и желание. В конце концов, никто не мешает на недельку отклониться от маршрута, отправившись на Алтай, или в Якутию. В наших масштабах, это "почти по дороге". Главное не забывать брать все билеты заранее. Иногда, из одного областного центра в другой реально добраться только автостопом - билеты на регулярный транспорт разобраны за несколько дней.

5. Прочие вопросы

Задавайте, попробую ответить. :)


P.S. Этот пост, со временем, будет систематизирован, отредактирован и дополнен. Надеюсь, что в будущем он кому-то окажется полезен.
Tags: Азия, мир вокруг, поездки, совет
Subscribe

  • Вдогонку к предыдущему посту

    Удивительно, но в нынешний период, когда существует реальная угроза излишнего крена в сторону неразборчивого "тотального огораживания", полным-полно…

  • Андрей Анатольевич Зализняк, 1935-2017

    Сегодня скончался человек, которого я безмерно уважал. Это был не просто ведущий специалист по истории нашего языка. Это был еще и уникальный…

  • Индия и история

    Порой случается так, что хорошее знание исторической фактуры не только помогает в жизни, но и мешает. Голова оказывается настолько забита сюжетами из…

promo actoris october 27, 2013 20:03 87
Buy for 100 tokens
Небольшое предисловие Эта тема поднималась тут уже неоднократно. Но бурная реакция моих сограждан на текущие события заставляет возвращаться к ней снова и снова. Об этой теме можно говорить бесконечно, ибо мы сталкиваемся с ней каждый день, и каждый раз она влияет на наши мысли и поступки. Имя…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Вдогонку к предыдущему посту

    Удивительно, но в нынешний период, когда существует реальная угроза излишнего крена в сторону неразборчивого "тотального огораживания", полным-полно…

  • Андрей Анатольевич Зализняк, 1935-2017

    Сегодня скончался человек, которого я безмерно уважал. Это был не просто ведущий специалист по истории нашего языка. Это был еще и уникальный…

  • Индия и история

    Порой случается так, что хорошее знание исторической фактуры не только помогает в жизни, но и мешает. Голова оказывается настолько забита сюжетами из…